Почта: isetvesti@yandex.ru

Чиновничьи привилегии: всем машинам зеленый свет?

Анна ГРОШКОВА, Василий ЕРГАШЕВ, Галина ТАСКИНА (Губерния) 09.12.2011

Очевидцы губернаторского ДТП утверждают, что правительственную машину подставил автомобиль сопровождения ДПС. Версий много. Официальная — засекречена Катастрофа на трассе
ДТП с участием иномарки губернатора Мишарина произошло вечером 1 декабря на 206-м км автотрассы «Екатеринбург — Серов». Александр Мишарин возвращался из поездки по северным районам Свердловской области, когда его «Мерседес» столкнулся с «Волгой» и «Шкодой». Шофер «Волги», 65-летний Юрий Дружинин, погиб на месте, 52-летний губернатор с переломом ноги и травмой головы, а также его 31-летний водитель были госпитализированы.
На место происшествия выехали руководитель Следственного управления СК России по Свердловской области Валерий Задорин, начальник ГУМВД России по Свердловской области Михаил Бородин, начальник УГИБДД ГУМВД России по Свердловской области Юрий Демин, а также сотрудники Кушвинского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Свердловской области — руководитель отдела Николай Линчак и три следователя отдела. По факту ДТП Кушвинским межрайонным следственным отделом Следственного управления СК РФ по региону возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека). Николай Линчак ранее был заместителем руководителя следственного отдела на нашей территории, к нему-то мы и решили обратиться за комментарием. — Честно, при всем желании, ничего сказать не могу, наши разговоры фиксируются, официальный комментарий можно получить только от руководителя Следственного управления,- сказал Н. Линчак.— Дело у нас из производства изъяли и передали в отдел по расследованию важных дел.
— Вы выезжали на место, что вы там увидели? — В двух словах не объяснить. Ужас просто. Там народу было человек сто — все начальство с различных ведомств. — Но все же, по предварительной версии, кто виноват в ДТП? — Есть официальный комментарий Задорина Валерия Юрьевича, он транслируется по всем телеканалам, по всем новостям. Я его подчиненный, и не могу комментировать вещи, которые он официально комментирует. Если версия, которую Валерий Юрьевич высказывает, не устраивает средства массовой информации, то они вправе проводить свое личное расследование, но к сотрудникам Следственного комитета обращаться бесполезно.
С вопросом: «Каковы же причины аварии?» — мы обратились напрямую к руководителю Следственного комитета по Свердловской области В. Ю. Задорину. — Это пока невозможно установить достоверно. Мы назначили автотехническую экспертизу. Она должна что-то прояснить, но длиться она будет, как минимум, недели три. Вот тогда можно будет говорить предметно. Для нас это тоже очень важный вопрос, но мы не располагаем сейчас возможностью сделать какие-то выводы, даже предположительные.
— В Интернете пишут, что машина Мишарина выехала на встречную полосу, получается, это все измышлизмы? — Пишут многое, и даже со ссылкой на меня, это все фантазии ваших коллег. — Но вы ведь уже допрашивали свидетелей, что они говорят? — Допросили практически всех, за исключением водителя губернатора и самого губернатора. Пока врачи запрещают нам с ними общаться. Давайте отложим этот разговор на потом. — И что же они все-таки говорят? — Делайте письменный запрос, я вам расскажу.
СМИ пишут разное
Из-за скудности информации, касающейся этой аварии, нам пришлось основываться на материалах, выложенных в сети Интернет. Различные источники, действительно, приводят несколько версий произошедшего. По версии следствия, ДТП могли спровоцировать плохие погодные условия. Также по-прежнему в качестве одной из возможных причин рассматривается техническая неисправность автомобилей. Следственный комитет опроверг информацию, распространяемую в СМИ, что VIP-аварию на автотрассе «Екатеринбург — Серов», унесшую жизнь одного человека, спровоцировал «Мерседес» губернатора Свердловской области Александра Мишарина, якобы мчавшийся по встречной полосе со скоростью около 200 км/час.
Как отметил старший помощник руководителя управления по взаимодействию со СМИ областного СУ СК РФ Александр Шульга, сообщения о значительном превышении скорости автомобилем губернатора и его выезде на встречку пока только проверяются, поэтому «не стоит их брать за основу». Пока следствие установило лишь, что в момент столкновения губернатор сидел на заднем сидении справа. Был ли чиновник пристегнут ремнем безопасности, тоже неизвестно. Представитель СК подчерк­нул, что, по предварительной версии, автомобиль губернатора в момент ДТП двигался по своей полосе движения. «В результате удара произошло его смещение, и он оказался на середине проезжей части»,— пояснил Александр Шульга. Руководитель регионального отделения ГИБДД Юрий Демин, организовавший губернаторский кортеж, рассказал, что скорость, с которой двигался кортеж губернатора, можно определить только со слов водителей. По предварительной версии следствия, это около ста двадцати километров в час.
– На месте не было установлено радаров, и никто из работников ГИБДД не измерял, с какой скоростью едет глава области – их задача, наоборот,— обеспечить максимально быстрое, в рамках нормы, движение по трассе. Однако нашлись и интервьюеры, которые разговаривали с очевидцами ДТП и узнали «неофициально» информацию от следователей. Причины произошедшего, по их интерпретации, выглядят следующим образом. Издание Life News со ссылкой на следствие сообщило: якобы установлено, что в момент столкновения «Мерседес» находился на встречной полосе, а «Волга» Дружинина ехала по своей полосе. Ранее и глава фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман сообщал, что один из свидетелей аварии рассказал ему, что столкновение произошло, когда кортеж обгонял грузовик — машина ГИБДД ушла в сторону, губернатор остался на встречке.
Эту же информацию выдает и координатор Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук. Он сообщил «Новым Известиям» о новой версии ДТП. По его словам, к ним обратился один из свидетелей происшествия. Мужчина заявил, что видел, как аварию спровоцировал автомобиль сопровождения ДПС «Ауди», выехавший на встречную полосу дороги, чтобы разогнать встречный поток транспорта. В результате маневра патрульная машина задела ехавшую навстречу «Волгу» Дружинина, которую потом бросило на «Мерседес».
Два дня пробыл в медикаментозной коме и перенес две операции в Областной клинической больнице № 1 Екатеринбурга губернатор Свердловской области Александр Мишарин. По сведениям, полученным из медицинских источников, травмы Мишарина оказались серьезнее, чем сообщалось первоначально, в связи с чем, по настоянию супруги, он был доставлен в Германию для продолжения лечения.
P.S.: Правительство Свердловской области выделило родственникам Юрия Дружинина – водителя автомобиля «Волга», который погиб в ДТП с участием машины губернатора области Александра Мишарина, 680 тысяч рублей. А дочь Юрия Дружинина, Наталья Дурова, сейчас ищет свидетелей гибели ее отца. Она пустила клич среди посетителей социальной сети. ДТП с участием крупных чиновников — не редкость. В аварии попадают как кортежи президента, правительства, так и мелких чиновников. На слуху дела о гибели алтайского губернатора Михаила Евдокимова (2005 год), ДТП с участием кемеровского губернатора Амана Тулеева, где также были погибшие (2009 год). Не забыто и ДТП с участием автомобиля бывшего губернатора Росселя. Столкновения происходили на высоких скоростях.
Компетентное мнение
Начальник ГИБДД Андрей Казанцев: – Сопровождение в пути высокопоставленных лиц — таких, как президент России и губернаторы территорий — организуется сотрудниками спецроты. Они обеспечивают беспрепятственный проезд по всему маршруту движения. Для этого в распоряжении есть специальный автомобиль ГИБДД, оборудованный всем необходимым. Колонна идет по одной полосе, подавая световые и звуковые сигналы. При этом встречный и попутный транспорт должны принять вправо, остановиться. Пешеходы — тоже. Помню, когда приезжал Эдуард Россель, на пешеходном переходе на «Узле связи» на зеленый свет пошла женщина с коляской. Так автомобилям удалось затормозить у самой коляски…
Как правило, сотрудникам спецроты, которые могут не знать некоторых участков дороги, помогают местные сотрудники ГИБДД. Обычно, когда губернаторы приезжают, мы выставляем две наших машины. А такой кортеж видно сразу: на машинах включены проблесковые маячки, иногда — звуковой сигнал. По случаю ДТП с Александром Мишариным нам известно только то, что сообщается в прессе.
К спецмашинам — с почтением
Хорошо известно, что автомобиль для чиновника давно стал и средством передвижения, и предметом роскоши, показывающим статус человека. Чем «круче» машина и номер на ней, тем уважительнее относятся к тебе коллеги разных уровней. Не зря тяга к иномаркам докатилась даже до такого депрессивного района, как Артемовский. Интерес к теме о роскошных и скоростных автомобилях у людей возрос в связи с ДТП, произошедшим с нашим земляком, губернатором Александром Мишариным. Как же передвигаются чиновники? Кто при этом обеспечивает безопасность? Как расследуются обстоятельства ДТП?
Понятно, что сверхскоростная езда всегда очень опасна. Это госчиновники хорошо знают. Но ритм жизни очень часто побуждает их пренебрегать элементарными правилами осторожности, нормами, ограничивающими движение, и мчаться на совещания и различные встречи с превышением скорости, чтобы не опоздать.
Это хорошо заметно даже на примере работы автопарка местной администрации. Когда я работал помощником у главы АГО Ю. Манякина, всегда удивлялся, зачем он разгонялся по разбитой улице Советской до скорости 90 километров в час? Колеса у машины едва не отваливались, а от потустороннего мира нас отделяли считанные секунды. То же самое происходило и при передвижении по трассам: удивленные сотрудники ГИБДД махали жезлом, но, разглядев номер авто, с тоской смотрели вслед — главу, как правило, не трогают. При этом, как известно, сам глава АГО не раз попадал в аварии, каким-то чудом оставаясь целым и невредимым.
Отправляясь в командировку по области, мы не всегда выезжали вовремя, поэтому в пути приходилось «нагонять». Водители не суетились, но стрелка спидометра казенной «Волги» редко опускалась ниже цифры 120. Когда встречали министров на границе с Режевским районом, тоже не обходилось без казусов. Высокие гости «летели» со стороны Режа с такой скоростью, что иногда пролетали мимо, даже не замечая нас. О скорости их иномарок приходилось лишь догадываться. Хорошо помню, как однажды встречали губернатора Э. Росселя. С сотрудниками его администрации заранее договорились об остановке на границе района. Встретили. Наш глава неожиданно предложил и мне пройти вместе с ним в губернаторский «Мерседес». Впечатления невероятные: при огромной скорости, когда авто главы осталось далеко позади, в микроавтобусе губернатора скорости почти не чувствовалось. Впереди машины ехала охрана с мигалкой, которая сопровождала нас на протяжении всего пути по району, «разгоняя» другие машины.
Мой опыт работы помощником депутата Госдумы тоже запомнился яркими поездками. Машина депутата федерального уровня отличается спецномером, поэтому на скорость движения никто из гаишников не обращает внимания ни в Москве, ни в регионах. Мало того, когда проезжаешь мимо сотрудников ГИБДД, они вытягиваются по струнке и отдают честь. При этом, даже если едешь по разделительной полосе, проезд по которой запрещен, или объезжаешь пробку по обочине, никто тебя не остановит, потому что машины депутатов, губернаторов и прочих чиновников пользуются на дорогах особым почтением. В общем, автомобилю чиновника — всюду зеленый свет…
А ну-ка разбежались! VIPы едут
Как известно, очень важные персоны ездят по своим правилам. На них действуют какие-то другие, неведомые простым гражданам, законы. И чем круче чиновник, тем меньше этих законов на него распространяется, тем более на дороге. Наши, редакционные, водители имели возможность убедиться в этом лично. За время работы им часто приходилось встречать высокопоставленных гостей из областного правительства, а иногда и гоняться за ними. Так что они вполне могут сравнить, как и кто из областного руководства ездит и соблюдает ли правила, писанные, между прочим, для всех граждан.
Василий Остроносенко: - В прошлом году к нам в Артемовский с рабочим визитом приезжал губернатор А. Мишарин. Водитель машины, в которой он ехал, особо не лихачил. Зато через ж/д переезд на промкомбинате он промчался на запрещающий красный сигнал светофора. Успел до того, как сработали барьеры-автоматы и не опустился шлагбаум. Это было то еще зрелище, и многие люди видели. А вот о министрах и премьерах ничего плохого сказать не могу. Они ведут себя намного скромнее, по крайне мере, приезжая в наш город.
Понятно, что высокопоставленные чиновники всегда очень спешат, торопятся, чтобы успеть решить все запланированные государственной важности дела. Наверное, поэтому они часто пользуются своим статусом и положением. Так, предыдущий губернатор области Э. Россель, по словам артемовцев, по нашему городу перемещался явно с превышением допустимой скорости. Практически на каждом перекрестке в целях обеспечения его безопасности были выставлены специальные посты ГИБДД как областного, так и местного значения. К тому же Эдуарда Росселя всегда сопровождал целый кортеж автомобилей ГИБДД.
Одна из машин ехала впереди, вторая — позади. Охрана, сопровождающая VIP-транспорт, двигаясь прямо по встречке, с помощью сигнальных маячков и периодически включаемых звуковых сигналов предупреждала участников дорожного движения о приближении губернатора. При этом никого из сопровождения бывшего губернатора явно не волновало, куда вынуждены были прятаться водители встречных автомобилей. В общем, действовало правило: «Кто не спрятался, тот виноват». Хотя, учитывая нынешнее положение на дорогах и периодически случающиеся ДТП с участием выскопоставленных чиновников, действует оно и по сей день. По сути, свита важных персон (иначе — сопровождение), в нарушение всех существующих правил дорожного движения, создает на автомобильных дорогах опасные ситуации. В то время как, согласно ПДД РФ, все участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
В нашей стране использование чиновниками различных уровней всевозможных спецсредств на служебных автомобилях, сопровождения полиции и трактовка ПДД в своих интересах — дело обычное. Именно этот факт, как нельзя лучше, характеризует отношение в обществе между простыми гражданами и властью. А как с этим обстоят дела в Европе?
Швеция Главный редактор газеты в начале 2000-х годов побывал в Швеции, в Стокгольме, и был учень удивлен тому, что, например, премьер-министр этого государства домой с работы ездит на велосипеде, спокойно гуляет по магазинам и как обычный житель города делает покупки. При этом самостоятельно, без охраны, сопровождения и мигалок.
Германия Канцлер Германии Ангела Меркель по дорогам общего пользования своей страны ездит в сопровождении минимум трех машин. Дороги перекрывают чаще всего для проезда федерального канц­лера, председателей обеих палат парламента, председателя Конституционного суда, а также во время саммитов и межгосударственных встреч. Мигалки здесь – не редкость, практически весь кабинет министров пользуется ими.
США Перекрыть движение могут ради проезда президента (кортеж которого обычно состоит из 15–18 машин охраны и сопровождения) и кандидатов в президенты, вице-президента, иностранных дипломатов, прибывших с официальным визитом. Конгрессмены и сенаторы имеют право на подобную меру в случае, если есть прямая угроза их жизни.
Великобритания В Великобритании уличное движение перекрывают в случае проезда королевы, наследника престола и иностранных дипломатов, прибывших с официальным визитом. Сопровождают первых лиц государства кортежи из 6–7 мотоциклов с ревунами и мигалками и автомобили охраны. Двигаясь с расстоянием в несколько метров, они разгоняют всех, кто впереди. Премьер-министр и другие члены кабинета передвигаются в соответствии с общими правилами уличного движения.


Хостинг от uCoz