Почта: isetvesti@yandex.ru

ЗАЗЕРКАЛЬЕ. Открытое письмо Президенту России В.В. Путину

Газета «Местное самоуправление» № 22(109), 30.11.2004 г. г. Обнинск, Институт муниципального управления
Уважаемый Владимир Владимирович!

Жанр открытого письма для обращения к Вам я решил использовать потому, что достаточно хорошо знаком с бюрократической процедурой рассмотрения писем и заявлений и тем, как эти письма пересылаются обратно в регионы “для принятия решения”. Уверяю Вас, что я нисколько не надеюсь на то, что Вы читаете газету “Местное самоуправление”, да, наверное, и чиновники Вашей Администрации не очень утруждают себя подобными занятиями, они ведь заняты серьезными государственными делами.

Зачем же я пишу?

А просто молчать о том, что происходит с заявленной Вами реформой местного самоуправления, уже нет никакой возможности. По своей работе мне приходится много общаться с представителями местных органов власти из различных регионов нашей страны, и все чаще я получаю от них информацию о том, каким образом в субъектах РФ извращают основные принципы реформы местного самоуправления, изложенные в новой редакции федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, который был принят Федеральным Собранием по Вашей инициативе.

Я понимаю (хотя и не могу принять), почему органы государственной власти субъектов РФ всячески сопротивляются внедрению поселенческой модели местного самоуправления в нашей стране. Ведь для них это потеря власти, потеря контроля над местными органами власти, для них это новые правила игры, более сложные, чем примитивный административный произвол, к которому они привыкли.

Я не могу понять Вас, уважаемый господин Президент.

Почему Вы, достаточно твердо и однозначно заявляя что-то, ничего не делаете для того, чтобы реализовать обозначенные цели?

Я мог бы привести достаточно много примеров в обоснование моей точки зрения, однако, ограничусь лишь одним, который, по существу, и заставил меня обратиться к Вам с этим письмом.

События, о которых я хочу рассказать, происходят в Свердловской области. Недалеко от столицы этого чудесного края – Екатеринбурга, есть небольшой поселок “Исеть”. Живет в этом поселке больше 3000 человек, поселок с 1957 года имеет статус поселка городского типа, что полностью соответствует действительности, так как основная часть жителей поселка работает на промышленных предприятиях и к сельскому хозяйству не имеет никакого отношения. Я так подробно описываю исходные условия, чтобы было понятно, что в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” № 131-ФЗ жители этого поселка должны были получить статус городского поселения и самостоятельно осуществлять местное самоуправление на своей территории. Однако органы государственной власти Свердловской области посчитали иначе и приняли закон, в соответствии с которым поселок “Исеть” был включен в состав территории городского округа “Верхняя Пышма”. Фактически район был преобразован в городской округ, что прямо противоречит нормам действующего законодательства (эта точка зрения была официально обозначена и обнародована комитетом по местному самоуправлению Государственной Думы РФ еще в июле этого года).

Жители поселка возмутились еще и тем, что власти решили не ограничиваться лишением поселка статуса муниципального образования, но и лишить жителей статуса поселка городского типа, превратив его в сельский населенный пункт. Естественно, что, видя подобный произвол, жители поселка решили искать защиту и обратились в различные инстанции, в том числе и к Представителю Президента РФ по Уральскому федеральному округу Латышеву П.Н. Он, как водится, переслал это обращение своему подчиненному – главному федеральному инспектору по Свердловской области господину В.Байдукову.

Здесь я вынужден остановиться, так как дальше в этой истории начинается что-то невообразимое.

Государственный чиновник, основная задача которого – надзирать за соответствием того, что делают органы государственной власти в регионах, тому, что провозглашается федеральным уровнем власти, дал жителям поселка “Исеть” ответ, который лучше всего демонстрирует, каким образом у нас в стране реализуется политика Президента РФ. Г-н Байдуков, рассказав сначала жителям поселка как внимательно он изучил их обращение, далее пишет: “Решения органов государственной власти Свердловской области об отнесении рабочего поселка Исеть к категории сельских населенных пунктов вида поселок и наделении Муниципального образования Верхняя Пышма статусом городского округа не противоречат положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и Областного закона от 20 мая 1997 года № 30-03 “Об административно-территориальном устройстве Свердловской области”, продиктованы, прежде всего, учетом интересов всего населения Муниципального образования Верхняя Пышма (а не только отдельных групп жителей) и никоим образом не ущемляют его право на непосредственное осуществление местного самоуправления и участие в решении вопросов местного значения, которые в полной мере можно реализовать, в том числе, в Муниципальном образовании Верхняя Пышма в статусе городского округа в существующих границах и составе”.

Как видите “президентское око” вместе с региональными чиновниками посчитал, что жителям поселка будет удобнее, если вместо них право на местное самоуправление будет реализовываться жителями другого города, количество которых раз в 20 превышает число жителей данного поселка. Мало того, завершая свое “послание” жителям поселка, господин В.Байдуков дал еще один ценный совет: “В соответствии со ст. 14 Областного закона от 20.05.1997 № 30-03 определен особый порядок разрешения споров по вопросам административно-территориального устройства. Правовые акты, нарушающие права граждан, в том числе и по вопросам административно-территориального устройства, могут быть обжалованы в судебном порядке”. В суд, мол, идите, да попробуйте, уважаемые, там доказать, что Вы правы (если, конечно, сможете). Комментарии к подобному ответу, как говорится, излишни.

Прочитав ответ этого федерального чиновника жителям поселка Исеть, я спросил себя – это единичный случай, когда федеральный чиновник отстаивает интересы региональной власти, а не заявленные Президентом РФ цели, или это уже сложившаяся практика? К сожалению, я вынужден констатировать, что, по меньшей мере, это не единичный случай.

И после этого я, обращаясь к Вам, уважаемый Владимир Владимирович, хочу спросить: Мы (здесь я имею в виду себя и значительную часть муниципального сообщества) всячески поддерживаем Ваши усилия по укреплению вертикали власти; а можем мы рассчитывать на то, что эта, выстраиваемая вами вертикаль, будет работать и реализовывать те цели, которые Вы ежегодно обозначаете в своих посланиях? Или государственная власть и дальше будет жить в Зазеркалье, когда “все не то, чем кажется”?

Главный редактор журнала “Муниципальное право” И.А. Кокин

К открытому письму Президенту РФ автор прилагает: обращение избирателей к министру Д.Козаку и ответ Федерального инспектора по Свердловской области В.Байдукова.

***

Министру-Руководителю аппарата Правительства РФ Козаку Д.Н.

Копия: Полномочному представителю президента РФ в Свердловской области УрФО Латышеву П.Н.

Копия: Уполномоченному по правам человека в Свердловской области Мерзляковой Т.А.

Копия: В редакцию газеты “Российская газета”

Для информации:

В Думу МО “Верхняя Пышма”, Главе МО “Верхняя Пышма”

Уважаемый Дмитрий Николаевич!

С 1 января 2006 года должна кардинально измениться структура местного самоуправления. К сожалению, подавляющее большинство населения не знает о принципах, заложенных в новом законодательстве о местном самоуправлении. Этим обстоятельством ловко пользуются чиновники субъектов федерации, местные власти. Жители поселка Исеть МО “Верхняя Пышма” Свердловской области попытались вникнуть в суть преобразований и высказали иную точку зрения на поставленный вопрос, вопреки желанию чиновников администрации МО.

В чем суть преобразований, которые намечаются с 1 января 2006 года, Вы, Дмитрий Николаевич, как автор реформы, знаете лучше нас. Возможно, мы в чем-то ошибаемся, но, как нам кажется, суть реформы можно обрисовать кратко так.

1. Избранная власть в местных населенных пунктах должна быть максимально приближена к народу. Глава поселения, депутаты Думы поселения должны быть для нас доступны, а не так, как сейчас недосягаемы главы МО и губернаторы.

То, что записано в законе для поселений, должно быть известно всем избирателям. Сейчас главе МО почти безразлично, какие дороги в поселке Исеть, есть ли уличное освещение, почему нет ограды на кладбище, и таких вопросов можно поставить много. С вступлением в силу Закона “Об общих принципах МСУ в РФ” мы, избиратели, будем решать эти проблемы вместе с избранным главой и депутатами поселения.

2. А для того, чтобы избранная власть в своей компетенции могла бы для людей делать эти блага, у нас должен быть бюджет, а у власти права и обязанности.

Но субъект федерации и местные органы власти не хотят преобразований, в результате которых власть будет более ответственной перед народом, вследствие чего на местах будут решаться многие проблемы, которые сегодня остаются без внимания.

Именно поэтому Думой МО “Верхняя Пышма” было принято решение провести опрос жителей с вопросом, согласны ли они изменить статус поселка, сделав его сельским населенным пунктом. Мы, исетчане, 72% опрошенных, высказались против. Теперь делается все, чтобы не учесть нашего волеизъявления. Решением Думы МО “Верхняя Пышма” опрос, проведенный среди жителей поселка Исеть, был признан недействительным.

Основанием для подобного решения были якобы технические неточности в методике проведения опроса. Все это дает нам основания предполагать, что организаторы опроса не допускали иного результата, кроме как изменить статус поселка городского типа Исеть и отнести его к категории сельских населенных пунктов. Результат оказался иным.

После этого руководителями МО предпринимается очередная попытка “оболванивания” населения, через конференцию представителей Исетского поссовета навязать свою позицию, игнорируя мнения большей части населения поселка.

Считаем, что в субъектах федерации и местных органах власти саботируется реформа местного самоуправления, не учитывается мнение людей. Требуем прекратить произвол, потому что без перемен, которые заложены в законе о местном самоуправлении, наша жизнь не улучшится.

С уважением и надеждой жители пгт. Исеть.

Всего 14 подписей 26.06.2004

***

Администрация Президента РФ

Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе

Н.А. Гильдман Л.П. Первушиной

Уважаемые Наталья Анатольевна и Лидия Павловна!

Аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе совместно с Правительством Свердловской области, прокуратурой Свердловской области и администрацией муниципального образования “г. Верхняя Пышма” рассмотрены ваши обращения по вопросу реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Установлено, что в поселке Исеть МО “Верхняя Пышма” проводился с 8 по 11 июля 2004 года опрос граждан, в целях изучения мнения населения поселка по вопросу изменения категории населенного пункта. Большинство из опрошенных граждан высказались против изменения статуса поселка городского типа на статус поселка, относящегося к категории сельского населенного пункта.

Первоначально при рассмотрении этого вопроса Думой МО “Верхняя Пышма” проведенный опрос граждан по изучению мнения по вопросу изменения категории населенного пункта признан несостоявшимся (решение № 51/2 от 17.06.04).

На заседании Думы МО “Верхняя Пышма” от 08.07.04 принято решение № 54/1 об отмене ранее принятого решения (№ 51/2 от 17.06.04). На данном заседании Думой МО принято новое решение № 54/2 от 08.07.04 “О признании, проведенного опроса по изучению мнения жителей пос. Исеть об изменении статуса населенного пункта, состоявшимся и об обращении в Законодательное Собрание Свердловской области с предложением об отнесении поселка городского типа Исеть к категории сельских населенных пунктов – к виду поселок”. Указанное решение Думой МО принято с учетом того, что на территории Исетского поссовета отсутствуют крупные промышленные предприятия, жители поселка в основном трудятся на территории соседних городов и поселков, расходы, необходимые для нормального функционирования поселка в 3 раза превышают собственные доходы, учитывая исторически сложившуюся социальную, транспортную инфраструктуру решено обратиться в Законодательное Собрание Свердловской области с предложением отнести поселок городского типа Исеть к категории сельских населенных пунктов – к виду поселок.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” право разрешать данные вопросы отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов РФ, которые устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Законом Свердловской области от 20.05.1997 № 30-03 “Об административно-территориальном устройстве Свердловской области” решения по вопросам административно-территориального устройства Свердловской области принимаются Законодательным Собранием Свердловской области с учетом решений представительных органов местного самоуправления, отражающих мнение населения по данным вопросам, а также целесообразностью вносимых предложений (ст. 12).

Мнение населения выявляется органами местного самоуправления путем проведения местных референдумов, собраний (сходов), конференций жителей, опросов, сбора подписей и иными законными способами.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ ст. 31 определено, что опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования для выяснения мнения и его учета при принятии решения органами местного самоуправления. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Законодательным Собранием Свердловской области данный вопрос не рассматривался, решение по нему не принято.

Решения органов государственной власти Свердловской области об отнесении рабочего поселка Исеть к категории сельских населенных пунктов вида поселок и наделении Муниципального образования Верхняя Пышма статусом городского округа не противоречат положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” и Областного закона от 20 мая 1997 года № 30-03 “Об административно-территориальном устройстве Свердловской области”, продиктованы прежде всего учетом интересов всего населения Муниципального образования Верхняя Пышма (а не только отдельных групп жителей) и никоим образом не ущемляют его право на непосредственное осуществление местного самоуправления и участие в решении вопросов местного значения, которые в полной мере можно реализовать в том числе в Муниципальном образовании Верхняя Пышма в статусе городского округа в существующих границах и составе.

В соответствии со ст. 14 Областного закона от 20.05.1997 № 30-03 определен особый порядок разрешения споров по вопросам административно-территориального устройства. Правовые акты, нарушающие права граждан, в том числе и по вопросам административно-территориального устройства могут быть обжалованы в судебном порядке.1

Главный федеральный инспектор по Свердловской области В.Байдуков


Хостинг от uCoz