Почта: isetvesti@yandex.ru

Что делать с утечкой мозгов?

Александр ШАРАФИЕВ (Губерния), 13.04.2012

Дипломированные специалисты «валят» за бугор или не идут работать по специальности на Родине
Чтобы поднять страну до уровня ведущей в мире, нужно решить кадровую проблему. А именно: чтобы ученые оставались в России, чтобы не «старели» кадры в здравоохранении и образовании, чтобы инженеры шли на заводы и на стройки. Если эту проблему Владимиру Путину удастся решить, то ему можно будет ставить памятник.
Министр социального развития Татьяна Голикова обнародовала тревожную статистику. Оказывается, в больницах не хватает миллион врачей и медсестер. А еще всем известно, что заметно «стареет» учительский корпус в образовании. Кстати, в этих двух социально важных отраслях сложилась типичная картина: вузы готовят огромное количество специалистов, которые до своей профессии с получением диплома не «доходят». Причину называют одну — на начальной стадии молодые специалисты получают гроши, а потому пользуются возможностью свободного выбора места работы так, чтобы это место работы не было связано с полученной специальностью. В связи с надвигающейся проблемой предлагают вернуть распределение. У этого предложения есть как сторонники, так и противники. Первые считают, что человек должен отработать на государство те средства, которые на него тратило государство, вторые ратуют за свободу выбора, коли наступила эра всеобщей свободы.
У России особый путь развития. Мы какие-то другие, какая-то другая страна. И это замечательно, что у нас есть своя самобытность. И негоже, что нас пытаются нивелировать на уровень американцев или европейцев. А потому, есть такое мнение, надо учитывать весь исторический опыт России. Вспомним, что великие писатели начинали свой путь в земских больницах, в провинциальных школах, на государевой службе не обязательно в Петербурге, были дипломатами, военными, которые ехали туда, куда прикажет Отечество. Потом сценки из жизни появились в их повестях и рассказах.
Вспомним недавний опыт советской поры. Было три уровня образования — высшее, средне-специальное и профессиональное. Что касается высшего, то вузов было крайне мало, а потому почти на все специальности был серьезный конкурс. Выпускники, как правило, все и всегда распределялись. Хочешь — не хочешь, а поедешь агрономом туда-то, учителем туда-то, врачом туда-то. Если вспомнить те времена, то нехватки кадров с высшим образованием не было. Конечно, после отработки молодые специалисты могли мигрировать по стране, но основная часть все-таки укоренялась, потому что давали квартиру, обзаводились семьями, иногда просто нравилось то место, куда приезжал выпускник вуза.
С развалом СССР к краху пошла та самая кадровая политика. Тут две причины: свобода выбора места работы и открытие в несметном количестве высших учебных заведений. Второе обстоятельство сыграло роковую роль в том плане, что теперь высшее образование формально мог получить каждый (тем самым было подорвано образование двух других уровней — средне-специального и профессионального), но само образование стало по сути не высшим, а очень допотопным. Даже классические вузы стали выпускать малообразованных специалистов, а про новые вузы и говорить нечего — за деньги, которые платили студенты, давали знания на уровне чуть ли не начальной школы. Про начальную школу — это, конечно, не так, но автору этих строк пришлось за последние двадцать лет делать курсовые, контрольные, дипломы для студентов юридических, педагогических вузов, даже по высшей математике, хотя этого предмета никогда не проходил. И что вы думаете — все преподавателями принималось в качестве зачета или ставились оценки не ниже «хорошо». Данные работы делались, бывало, за ночь-две, студенты при этом мало что понимали из написанного за него, но впоследствии получали дипломы о высшем образовании.
Наверное, у России нет другого пути, как вернуться к распределению. Но делать это нужно обдуманно. Во-первых, надо сократить число вузов, чтобы не давались липовые знания, чтобы был конкурс. Во-вторых, если человек учится на бюджетном месте, то он просто обязан отработать по направлению 5–10 лет. Не отработал, то плати за диплом по полной программе. Не заплатил, диплом должен аннулироваться. В-третьих, должны быть платные места, которые дают возможность богатеньким получать образование, но отрабатывать при этом им не нужно. То есть, для людей остается свобода выбора — сам платишь, иди работать, куда хочешь, платит государство — пойдешь туда, куда государству нужно.
Вернемся к Татьяне Голиковой. Ведь миллион дефицита в ее отрасли сложился по причине как раз свободы выбора студентами места работы. На подготовку специалиста-медика уходит 6–7 лет, а из 650 выпускников, как один раз признал на конференции областной министр, по специальности устроились 18 человек. То есть почти всех, кто был на бюджетных местах, государство учило просто так, не получив отдачу от работы обученного. Кстати, при предложенной схеме богатенькие не будут засовывать своих чад непременно на бюджетное место, а на эти бюджетные места как раз могут попасть желающие работать в своих селах и малых городах.


Хостинг от uCoz